#GoglandSUPtrip
Остров Гогланд
Самое эпичное приключение лета с четвёртой попытки
В начале августа мы с Beavers SUP school осуществили давнюю мечту - побывать на острове Гогланд. Год ожиданий, куча сорванных планов, сутки в пути в штормовом море и суровые походные условия мы пережили не зря. Почему нам так хотелось на этот остров, что в нём такого? Сейчас всё расскажу.

Гогланд - самая восточная точка владений России в Балтийском море. С одной стороны здесь Эстония, с другой - Финляндия, до обеих стран можно зимой дойти по льду. А вот до ближайшего порта в Сосновом бору идти придётся дольше, минимум 10 часов на катере.
Остров пограничный, военный. Здесь абсолютно очевидно, что суша, конечно, наша, а вот вода уже международная территория. Говорят, даже НАТОвская, но я не проверяла.
Гогланд закрыт для свободного посещения, здесь постоянно базируются две небольшие воинские части, и периодически проходят масштабные учения. Мы застали одно из них, когда после швартовки катера нам не разрешали сойти на берег, пока оттуда не уедут танки.
Остров охраняет вход в Финский залив со стороны большой Балтики, военные здесь постоянно находятся на боевом посту, поэтому весёлые истории о сбитых беспилотниках, подозрительных подлодках и перехваченных радиосигналах на второй день перестали нас удивлять.
Современная история Гогланда ничуть не менее интересна, чем история периода второй мировой или финской экспансии. А по мотивам историй островитян получится снять офигенный сериал. Но я не буду тревожить товарищей командиров случайно выданными военными тайнами и больше постараюсь не упоминать военных жителей острова. Лучше напишу ещё пару фактов об острове, чтобы вы поняли, насколько он крут.

11 км скал и леса

это Гогланд по длине, и ещё 2,5 по ширине
175 м или 60 этажей

самая высокая точка острова. "Гогланд" по-шведски так и переводится - "высокая земля"
400 затонувших судов

400 торговых судов, а также сотни военных кораблей и самолётов лежат на дне у берегов Гогланда
волны в 3-4 метра

абсолютно стандартное явление для скалистых берегов острова
Об острове Гогланд очень много информации. На нём в течение всего времени существования острова была какая-то жизнь: и древние люди, и финские богатые рыбаки, и немецкие войска, и русские исследователи. Коротко о Гогланде рассказать невозможно (и не хочется), а длинно - всё равно не охватишь всех событий. И, самое интересное, что, чем больше погружаешься в историю острова, тем больше остаётся вопросов. Но у нас ведь SUP-трип, а не летний выезд истфака, поэтому я вернусь к нашему путешествию и важные факты об острове буду дополнять в процессе.
Когда в первый день трипа мы причалили к острову после 12 часов качки в штормовом море, добродушный пограничник сказал, что приехали мы не в то место и не в то время. И лучше бы нас тут вообще не было. И вообще, тут двухметровые гадюки, опасные солдаты, годами не видевшие женщин и стаи енотовидных собак.Нормальная встреча, да?)
К слову, гадюк мы не встретили, неадекватных солдат тоже. А от собак видели только череп, который заботливые метеорологи, живущие на острове, прибили для обозначения места палаточного лагеря туристов.
Мы разбили лагерь в спокойной бухте рядом со старым кладбищем. Звучит жутко, но оно настолько древнее и маленькое, что никакого страха эти поросшие мхом каменные надгробия не вызывали. Архивы говорят, что здесь покоятся финские жители острова середины XIX века, жертвы крушения парусного судна Америка и русские защитники острова в годы великой отечественной войны.
Кстати, на финских надгробиях сверху торчат какие-то чугунные узорные прутики. Они поломаны, и мы не смогли понять, что это. Может, вы подскажете?
Ещё до высадки на Гогланд мы узнали, что где-то на острове живёт историк Михаил, который работает над книгой о Гогланде, участвует в телесюжетах и, теоретически, может провести нам экскурсию. Историк оказался метеорологом, географом, человеком с богатым опытом экспедиций и самой подходящей для таких дел машиной.
На острове всего три машины: одна из них не на ходу, у другой пошаливают тормоза и задняя передача, о третьей мы знаем только то, что она голубая. Но по дорогам, построенным в 40-х годах и раньше, особенно и не поездишь (тем более, что остров скалистый). Так что мы были счастливы тому, что с досками не придётся пилить пешком по камням, набились в кузов и на крышу буханки, и поехали смотреть то, ради чего народ специально приезжает на Гогланд.
Океанографическое исследовательское судно "Леонид Дёмин" и его экипаж с 70-х годов занимались изучением акватории мирового океана. На борту "Дёмина" есть 19 лабораторий, и за свою морскую карьеру он прошёл 455327 миль (это 20 экваторов!) и, говорят, участвовал в экспедиции по изучению обломков Титаника. В 2003 году, когда "Дёмина" тащили на металлолом то ли в Латвию, то ли в Эстонию, шторм порвал буксировочный трос, и судно встало на мель у берегов Гогланда. Огромный, 146 метровый корабль стоит там и сейчас. Судно пытались распилить и заново продать, но шторм опять вмешался и раскидал по берегу обломки техники. Теперь там ржавеет не только "Дёмин", но и какие-то краны и платформы. По прибрежным камням разбросаны остатки снарядов времён второй мировой, их выносит штормовыми волнами.
Леонид Дёмин в лучшие годы
Пять лет назад ещё оставалась белая краска
Сейчас проржавело всё насквозь
И вот наконец можно написать про волны и про каталку. Да, кататься у Дёмина можно! Мы застали спот в "борщ" начинающегося шторма, поэтому ровных волн не увидели. Но небольшая глубина, ветер по площади открытого моря и wreck point в виде корпуса корабля дают хороший размер волн и их достаточную силу, чтобы хорошо катнуть. Мы обязательно проверим это в сентябре, когда застанем послештормовой накат. Спот опасный, каменистый и с железяками, но очень впечатляющий. Мы даже в неподходящий для серфинга и гребли день умудрились там покатать и сделать несколько снимков.
На следующий день нас опять потянуло на Дёмин, все хотели увидеть судно в солнечном свете, а не в вертикальный дождь. Всё интересное из корабля давно растащили на сувениры, а что осталось - свалилось в море. Судно стоит под углом градусов в 40, поэтому во внутренних помещениях приходилось обманывать свою вестибюлярку и чувство самосохранения)
Кстати, каменистая гряда около Дёмина, это не просто галька на пляже, это каменная река. На Гогланде таких рек 11. Оставленные ледником, они до сих пор находятся в движении. Особенно весело по таким рекам идти с досками.
Чистый морской воздух, большое количество сосен и витаминов в виде свежей земляники вызвали у меня кислородный передоз, поэтому все наши перемещения по острову вне воды запомнились мне слегка смутно.
Главное: мы ездили на южный маяк, построенный в 1905 году "в благополучное царствование Николая II" (ага, благополучнее некуда), поднимались на самые высокие точки Гогланда, видели озёра с дождевой водой и кувшинками и ещё один потенциальный спот у старого разрушенного маяка.
Расцвет острова, когда здесь постоянно проживало более 1000 человек, а по выходным и все 3000, пришёлся на годы, когда Гогланд был автономией, формально принадлежащей Российской империи (вроде современных Аландских островов). Этот период можно условно обозначить столетием с 1820 по 1920 годы, пока советское правительство не стало выселять финнов, чтобы поставить на Гогланде оборонительные сооружения для защиты морских подступов к Ленинграду.
В двух деревнях на разных концах острова селились финны-рыбаки, земледельцы и ремесленники. Жил народ очень хорошо, почти у каждой семьи была приличная лодка, паровые сельскохозяйственные машины, дорогой фарфор, книги. Кирпичи и израцы для печей везли из Стокгольма и Санкт-Петербурга. Финны построили на острове казино, гостиницу, лодки до Гогланда ходили из Котки несколько раз в день.
(Ниже фотки из финского военного архива).
Сейчас от деревни на южном берегу остались только фундаменты домов, остатки лестниц и обломки печей. И на прибрежных плоских скалах кое-где выдолблены имена владельцев лодочных машино-мест.
Сложно поверить, что в чистом поле когда-то была главная улица деревни. Финны вывезли с острова всё, что смогли, поэтому особенно интересных находок спустя столько времени уже не попадается. Хотя некоторые участники нашего трипа увезли в Питер парочку кирпичей.
Непогода и шторм помешали нашему катеру выйти в море и задержали нас на острове на лишний день, чему все были очень рады. Но даже за несколько дней все интересности острова рассмотреть не получится, его надо исследовать, изучать и обкатывать гораздо дольше. Поэтому мы и решили приехать на Гогланд ещё раз в конце сентября, побольше покататься и посмотреть то, что не успели с первого раза. Хочешь с нами?)
Для тех, кто тоже жаждет приключений или просто присматривается к нашим трипам, ниже готов FAQ-лист Гогланд спешл эдишн.

1. Хочу на Гогланд, кому нести паспорт?
Нам. Мы в течение пары недель через пограничное бюро сделаем пропуска со всеми разрешениями и допусками.

2. Сколько и на чём идти до острова?

По морю на всепогодном катере. Идти от 2х (почти невозможно) до 14 (вероятнее всего) часов в одну сторону. Запасайтесь драминой. Говорят, ещё на вертолёте можно, но там вряд ли приятнее)

3. Я приехал! Где жить?

В палатках на оборудованной опушке в закрытой бухте или в более комфортных условиях, если договориться с военными. Мы попытаемся это сделать.

4. Я разместился и готов к приключением, что делать?
На острове достаточно вариантов досуга: местные могут провести экскурсию и покатать по острову, можно погулять самостоятельно, пособирать чернику/землянику/бруснику/грибы. И, конечно, покататься на SUP в спокойной бухте или в штормовом море.

5. Пятёрочка-то тут есть?
Неа, никаких магазинов, больниц, кафешек тут нет - это ж остров чёрт знает где. Всё берём с собой из города.

6. Я забыл дождевик и ветровку, я выживу на острове?
На Гогланде теплее, чем у нас. Он выше, там быстро нагреваются скалы, но постоянно дуют сильные ветра, и погода меняется на глазах. Так что ветровка, дождевик и шерстяные носки - маст хэв!

7. Смотрите, я сфотографировал какие-то военные штуки!
Рады за тебя, но лучше удали.

8. Хочу в следующий трип, когда он?
Как только вернёмся с Чемпионата мира, в 20-х числах сентября. Съездим дня на 2-3, но нужно предупредить всех на работе, что в море случаются шторма, капитаны опасаются за нашу и свою жизнь и не выходят в море в большое волнение. Можем подзадержаться на острове на лишние пару дней.

9. А сколько всё это стоит?

Зависит от количества топлива, которое потратит катер и от времени нашего нахождения на острове. Очень примерно можно ориентироваться на цифру 15К, но всё это очень плюс-минус.

10. Я точно определился, что хочу и могу ехать. Кому писать?
Мне или в группу школы, и лучше поскорее)





Спасибо за доверие и заботу участникам нашего пробного трипа, с вами было очень круто!
Made on
Tilda